Сайт Свято-Никольского храма - Таинство Соборования
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Русская Православная Церковь. Омская митрополия. Калачинская и Муромцевская епархия. Черлакское благочиние

Сайт Свято-Никольского храма

Сайт создан по благословению Петра, епископа Калачинского и Муромцевского

Форум Преодоление нелюбви
 Молодежный проект Реалисты
Каталог православных сайтов
Конструктор сайтов православных приходов
Православная библиотека
Яндекс.Метрика
Православные в Одноклассниках

Авторизация

E-mail:
Пароль:

Новости

Все новости

Таинство Соборования

03 Апрель 2014

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазáнии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. (Православный катихизис)

Таинство исцеления

Елеосвящение – одно из древнейших Таинств Православной Церкви. Свое начало оно имеет еще во времена земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. В драгоценных текстах Святого Евангелия мы встречаем повествование о том, как апостолы, по повелению своего Божественного учителя шли «и проповедовали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6,12-13). Эти строки говорят нам, что начало елеопомазывания как Таинства положено Самим Господом. Но это все же еще некий прообраз.

Наиболее полно раскрывает сущность Елеосвящения святой апостол Иаков. В своем соборном послании он пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он сделал грехи, простятся ему» (Иак. 5,14-15). Очевидно, что апостол Иаков говорит об особом Таинстве Церкви, в котором исцеление осуществляется не просто елеем, а «молитвой веры», которую совершают пресвитеры.

«Исповедайте убо друг другу согрешения ваши и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5,16. Текст был специально взят в славянской транскрипции, чтобы как можно точнее передать смысл слов апостола Иакова). Этот апостольский призыв, свидетельствует нам о тесной, неразрывной связи Елеосвящения с Таинством покаяния. После того, как человеческая природа была поражена грехом, в жизнь человека вошли болезнь и смерть. Некогда славное Божие творение, призванное к вечной Жизни и нескончаемой Любви, стало подвержено тлению. Вот, что говорит на этот счет преподобный Симеон Новый Богослов: «Врачи, которые лечат тела людей… никак не могут вылечить основную природную болезнь тела, то есть тление; они стараются разными способами вернуть телу… здоровье, а оно снова впадает в другую болезнь2». Человеческому естеству необходим, по мысли преподобного Симеона, истинный врач, способный исцелить его от тления: таким врачом является Христос3. Поэтому исцеление тела возможно только после выздоровления души. Этим и объясняется, что все чинопоследование Таинства особым образом наполнено молитвами не только об исцелении, но и о прощении грехов болящего.

Елеосвящение поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего.

Число совершителей Таинства

В богослужебных книгах, духовной и светской литературе встречаются разные наименования этого Таинства. Его называют «святым елеем», «елеопомазыванием», «елеосвящением», «молитвомаслием», «маслособорованием», но чаще    всего – «соборованием». Это связано с тем, что Таинство должен осуществлять «собор» пресвитеров, как это заповедал апостол Иаков. В древности число совершителей Таинства не было установлено. Современный Требник же указывает нам, что этот «собор» должен состоять из семи пресвитеров. Число это в Священном Писании символизирует совершенную полноту. В Восточной Церкви это количество было принято к началу IX века, о чем свидетельствует греческий чин, относящийся к этому периоду и опубликованный в «Молитвослове» Гоара4. Основанием для этого можно считать обычай древних христиан, согласно которому, пресвитеры в течение семи дней подряд посещали больных и совершали над ними молитвы5.

По мнению блаженного Симеона Солунского число семь, в данном случае, объясняется следующими эпизодами Священного Писания: седмеричным числом даров Святого Духа, упоминаемым у пророка Исаии (Ис. 11: 2); седмеричным числом обхождений вокруг Иерихона иудейских священников, после чего стены осаждаемого города рухнули (см. Нав. гл. 6);  седмеричным числом молитв и поклонений пророка Елисея при воскрешении отрока вдовы соманитянки (4 Цар. 4, 35); седмеричным числом молитв пророка Илии, после которых отверзлось небо и пролился дождь; седмеричным числом погружений Неемана Сирианина в воду Иорданскую, после чего он очистился.

Церковь допускает совершение Таинства Елеосвящения тремя или двумя пресвитерами. В крайнем случае, Таинство может совершить один священник, однако совершать его он должен  от лица собора пресвитеров и произносить все молитвы, которые есть. В Новой скрижали об этом сказано так: «В крайней нужде один священник, совершающий Таинство Елеосвящения, совершает его силою всей Церкви, которой он есть служитель и которой лице в себе представляет: ибо вся власть Церкви содержится во едином священнике» 6.

Над кем совершается Таинство

Таинства Елеосвящения удостаиваются люди православного вероисповедания, страждущие от болезней телесных и душевных. Об этом православный писатель XIX века Евгений Поселянин писал: «Вовсе не сказано, что болезнь должна быть смертельной, или чтобы человек находился в беспомощном состоянии. Не надо забывать, что в христианстве страдание душевное признается тоже болезнью… Итак, если я страдаю духом от смерти близких людей, от горя, если мне необходим какой-нибудь благодатный толчок, чтобы собраться с силами и снять с себя путы отчаяния, — я могу прибегать к соборованию. Но и в телесной болезни человеку необходимо обращаться к Богу с молитвой, не надеясь только на врача, который есть орудие Божиего Промысла».

Не могут приступать к Елеосвящению дети до семи лет7,  бесноватые, которые могут оскорбить святыню таинства, иноверцы, нераскаянные грешники, больные, находящиеся в бессознательном состоянии. Также священнику запрещается совершать Елеосвящение над самим собой. Здоровые люди могут собороваться только по благословению священника.

О прощении забытых грехов

Существует очень распространенное богословское мнение, что в Таинстве Елеосвящения болящему прощаются грехи, в том числе забытые. В качестве основания для него обычно приводятся слова апостола Иакова: «если он сделал грехи, простятся ему» (Иак.5,15). Также этого мнения придерживался преподобный Амвросий Оптинский: «Сила таинства Елеосвящения состоит в том, что им прощаются в особенности грехи, забвенные по немощи человеческой, а по прощении грехов даруется и здравие телесное, аще воля Божия будет на сие8». Однако стоит относиться к этому с крайней осторожностью, чтобы не произвести в своем сознании подмену. Очень важно понимать, что прощение грехов возможно только после искреннего, сердечного покаяния и исправления своей жизни. В Настольной книге священно-церковно-служителя об этом говорится так: «Елеосвящение не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет, не делает его недостаточным для отпущения грехов».

В Таинстве Покаяния мы каемся о своих грехах, а в Таинстве Соборования просим Всемилостивого Бога уврачевать последствия грехов. Поэтому необходимо  четко понимать, что Елеосвящение не может заменить исповедь.

Не стоит отчаиваться

Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина: «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих».

Елеосвящение, как духовное врачевство, не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных для врачевания наших болезней. Поэтому даже после Соборования нельзя избегать врачебной помощи и применения других средств, необходимых для выздоровления и облегчения состояния болящего. С надеждою по милости Божией, на исцеление его недуга и продолжении жизни.

Чинопоследование Таинства

В Требнике последование этого Таинства надписывается так: «Последование святаго елея, певаемое от седми священников, собравшихся в церкви или в дому».

Приготовление к совершению Таинства

Перед совершением Таинства устанавливается стол, на котором поставляется блюдо с пшеницей (зернами), полагается крест и Евангелие. Зерна символизируют новую жизнь после выздоровления, а также после всеобщего воскресения9. Крест и Евангелие напоминают нам о незримом присутствии Самого Господа Иисуса Христа. В блюдо с зернами водружаются семь свечей – по числу совершителей Таинства, которые зажигаются во время освящения елея. Также поставляется сосуд, который наполняется елеем, служащим видимым знаком благодати исцеления (Мк.6,13), в соединении с вином – в воспоминание врачевства, употребленного в евангельской притче самарянином (Лк.10,34). В древности считалось, что елей имеет обезболивающее действие, а вино обладает дезинфицирующим эффектом. Также существует мнение, что вино означает Кровь, пролитую Спасителем за грехи рода человеческого10.

Священники, облачившись в филонь, становятся около стола. Все участвующие в Таинстве держат в руках зажженные свечи. Первый из священников совершает каждение, после чего обратясь к востоку, произносит возглас: «Благословен Бог наш…»

Последование молебного пения

Последование молебного пения представляет собой сокращенную утреню, совершаемую во дни поста и покаяния. После обычного начала читается псалом 142, повествующим об унылом пребывании человека на земле, а также выражающим душевную жажду в общении с Богом. Этот псалом представляет собой сокращение шестопсалмия.

Произносится малая ектения, поется «Аллилуиа» (как во все покаянные дни), далее тропари «Помилуй нас Господи, помилуй нас…». После этого читается псалом 50 – псалом, который является плачем души, кающейся о своих грехах. Далее поется канон, творение  Арсения, епископа Корфского (IX в.), по завершении которого поется «Достойно есть» и читается эксопостиларий. Далее поются стихиры, в которых испрашивается у Бога исцеление душевных и телесных недугов.

После стихир читается  «Трисвятое по Отче наш» и поется тропарь «Скорый в заступлении…»

Освящение елея

Произносится ектения: «Миром Господу помолимся». В этой ектении испрашивается благословение елея «силою и действом и наитием Святаго Духа». После ектении  следует приготовление елея для освящения, для чего священник должен влить вино в сосуд (канди΄ло11) с елеем, стоящий на пшенице и смешать их затем лжицей. Первый из священников читает «Молитву елея над кандилом», в которой просит Бога освятить елей и сделать его целительным для помазуемого. «Священницы же прочии тихо купно с ним чтут молитву туюжде» (см. Требник).  В то время, когда читается эта молитва, поются Тропари – Господу Иисусу Христу, апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученику Димитрию Солунскому, великомученику и целителю Пантелеимону, святым безсребренникам, апостолу Иоанну Богослову и Пресвятой Богородице.

Помазывание болящего святым елеем

Далее следует совершение самого таинства Елеопомазывания, состоящее из семи чтений Евангелия и Апостола, семи молитв и семи помазываний святым елеем.

«Диакон, чтец или сам священник после возглашения прокимна начинает первое чтение из Послания святого апостола Иакова об установлении Таинства Елеосвящения (Иак. 5, 10-16). Первое Евангелие (Лк. 10, 25-37) о самарянине, который милосердствовал к ближнему, израненному разбойниками, читает первенствующий пресвитер, стоя обычно лицом к больному. Вслед за тем, вспоминая благодеяния Божии человеческому роду, просвещенному и искупленному Им, и благодать служения, данную пророкам и апостолам, тот же пресвитер в молитве просит Господа сделать и его достойным служителем Нового Завета и сотворить елей, приготовленный для больного, елеем радования, одеждой царской, броней силы, в отгнание всякого диавольского действия, ненаветной печатью, вечным веселием. Ектения, возглас.

Теперь совершается первое помазание больного освященным елеем: первый иерей, взяв в руку стручéц12, обмакивает его в елей и крестообразно помазывает лоб, ноздри, щеки, губы, грудь и руки болящего. При этом читается тайносовершительная молитва: «Отче Святый, Врачý душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (рабу Твою, имярек) от обдержащия его (ея) телесныя и душевныя нéмощи и оживотвори его (ю) благодатию Христа Твоего, молитвами Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, предстательствы Честны΄х Небесных Сил бесплотных, силою Честнáго и Животворящаго Креста, честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна, святых славных и всехвальных апостолов, святых славных и добропобедных мучеников, преподобных и богоносных отец наших, святых и целителей бессребреников Космы΄ и Дамиана, Кира и Иоанна, Пантелеи΄мона и Ермолая, Сампсона и Диомида, Фотия и Аникиты, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых.

Яко Ты еси Источник исцелений, Боже наш, и Тебе славу возсылаем со Единородным Твоим Сыном, и Единосущиым Твоим Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Каждый из семи священников после чтения Апостола и Евангелия при помазании болящего произносит эту тайносовершительную молитву. Если Таинство совершает один пресвитер, то он читает ее семь раз, при каждом помазании. Ее следует знать наизусть, так как весьма неудобно вычитывать ее по Требнику, одновременно помазывая больного. По окончании каждого из помазаний гасится одна из свечей, водруженных в пшеницу. В отдельных епархиях существует местный обычай помазывать и ноги, однако он необязателен для всех пастырей нашей Церкви.

Затем читается следующее зачало из Апостола, и священник читает очередное зачало Евангелия. Второе чтение — Рим. 15, 1-7, где апостол Павел повелевает сильным носить немощи слабых и, по примеру Христа, угождать не себе, но ближнему, во благое, взывая к Богу терпения и утешения. Он внушает, что все члены Тела Христова должны единодушно славить Бога.

Во втором же Евангелии (Лк. 19, 1-10) речь идет о мытаре Закхее, обратившемся к вере при посещении его Иисусом Христом.

Перед каждым помазанием священник изливает душу свою в молитве пред Господом, чувствуя свое недостоинство и величие Таинства, и нужды болящего, как зеркало собственных немощей, и вспоминает многочисленные примеры помилования грешников и исцелений в Ветхом и Новом Заветах.

Сказанное в последовании: «елеем святым дал еси образ Креста Твоего» показывает, что самые болезни верующего таинственно объединяются со Христовыми страданиями, служа болезненным, но благотворным напоминанием о них, истинным состраданием, а при духовном подвиге и молитве и причастием страданий Его.

Третье чтение — 1 Кор. 12, 27-13, 8, где сначала исчисляются различные служения членов Церкви Христовой, а затем превозносится превыше всего любовь как главная цель и средство христианской жизни. В третьем Евангелии (Мф. 10, 1, 5-8) повествуется о послании учеников на проповедь в Иудею, когда Господь дал им власть изгонять нечистых дýхов, исцелять всякий недуг и воскрешать мертвых.

В четвертом чтении — 2 Кор. 6, 16-7, 1 — апостол Павел называет верующих храмами Бога Живаго и призывает их очиститься от всякой скверны плоти и духа, «совершая святыню в страхе Божием».

В последующем евангельском чтении (Мф. 8, 14-23) повествуется об исцелении Самим Спасителем тещи Петровой, лежавшей в горячке, а также многих бесноватых, во исполнение пророчества Исаии, который говорит: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни» (Ис. 53, 4).

В пятом апостольском чтении — 2 Кор. 1, 8-11 — апостол Павел ставит в пример свое избавление Господом посреди гонений, когда он уже не надеялся остаться в живых, и заповедует уповать на Бога.

В соответствующем Евангелии (Мф. 25, 1-13) приводится притча Господня о пяти мудрых и пяти неразумных девах, не приготовивших елея к встрече Жениха и оставшихся потому вне брачного пира — Царства Небесного. «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий», — призывает Господь в заключение этой притчи.

В шестом чтении Апостола — Гал. 5, 22-6, 2 — апостол Павел исчисляет духовные плоды, внушая пастырям, чтобы они исправляли согрешающих в духе кротости. «Носите бременá друг друга, и таким образом исполните закон Христов», — призывает он.

В Евангелии от Матфея (15, 21-28), читаемом затем, повествуется о великой вере жены хананейской, дерзновенным усилием испросившей здоровья своей дочери.

Ряд чтений из Посланий святого апостола Павла завершается отрывком из 1 Фес. 5, 6-19, содержащим призыв апостола к верным утешать малодушных, поддерживать слабых, прощать зло. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите, ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Духа не угашайте», — взывает он к нашим сердцам.

Наконец, святой евангелист Матфей (9, 9-13) повествует о том, как он был из мытарéй призван Господом и соделался апостолом, и приводит слова Иисуса Христа роптавшим на Него фарисеям: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию»13.

После седьмого помазывания на голову больного возлагается письменами вниз Евангелие, как бы рука Самого Господа. Затем священник, сняв Евангелие, дает его поцеловать всем, принявшим Таинство Соборования. После чего бывает сокращенная сугубая ектения и отпуст, в котором воспоминается святой апостол Иаков, завещавший совершать над больными елеосвящение.

После этого, принявшие Таинство испрашивают прощения и благословения у совершителей.

Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается последование о исповéдании, затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Таин14.

О чтомых Евангелиях

Вкладывая эти чтения  в ухо болящего, Церковь, как чадолюбивая Мать утешает его и напоминает, что исцеление, которое он желает получить, возможно только по милосердной воле Божией. Она призывает болящего с кротостью и смирением принимать всех и все, что встречается в жизни, всегда радоваться, за все благодарить. Эту мысль очень хорошо выразил старец Николай (Гурьянов): «Благодарное сердце никогда ни в чем не нуждается».

А если Господь пошлет болящему исцеление, то он не должен забывать о своей душе. Он должен всегда помнить о часе своего исхода из земной жизни и всегда быть готовым к нему. А это возможно лишь жизнью по заповедям Божиим, основанием для которых есть Истинная Вечная Любовь.

О соборовании умирающего

В тех случаях, когда становится  очевидной  грядущая  кончина  болящего, ему преподается последнее напутствие, включающее в себя чинопоследование Исповеди, Святого Елея и чина “Егда случится вскоре вельми больному дати причастие” (в последнем опускается исповедь с молитвой).

Если же смерть приближается на глазах, священнику подобает прежде всего совершить краткое исповедание и причащение по чину «Егда случится вскоре…», добавив разрешительную молитву Исповеди «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего Человеколюбия…». Таинство Соборования совершается потом, смотря по состоянию больного.

На случай угрозы скоропостижной кончины в «Требнике» митрополита Петра Могилы согласно с древней практикой указан сокращенный чин Елеопомазания. Священнодействие по возгласе начинается сразу с великой ектении на освящение елея, затем читаются молитвы «Господи, милостию и щедротами…» и «Безначальне, вечне…» с опущением второй ее части, и, наконец, делается помазание с молитвой “Отче Святый…”. Если больной умрет тотчас после одного помазания, то по слову Требника: «Веждь, яко совершенно приял есть Тайну Елеосвящения». Если же болящий остался жив, то все «Последование» завершается по полному чину. Продолжать совершать таинство над впавшим в беспамятство не положено15.

Что делать с елеем?

Освященным елеем, полученным после соборования, во время болезней помазывают часть тела, которая беспокоит, а также добавляют в пищу как и зерно. Салфетки, которыми отирается елей, необходимо сжечь, а пепел закопать в месте, которое не бывает попираемо (например, в лесу под деревом).

Святые Отцы о Елеосвящении

Получивший помазание, выслушивает от первого иерея поучение, что он, так как получил прощение, должен быть внимателен и не грешить более; таково (было) обращение Спасителя к расслабленному.

Блаженный Симеон Солунский

Обыкновенно ныне употребляется (Таинство Елеосвящения — прим. авт.) в тяжелых болезнях и приметной близости к смерти; но сего ограничения нет в Христовом и Апостольском учении; а мне кажется, для тонкой болезни особенно прилично врачевство, от духа и молитвы приемлющее свою силу; и сие говорю не без известности опытов.

Святитель Филарет, митрополит Московский 

У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго.

Преподобный Макарий Оптинский

Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается.

Преподобный Никон Оптинский

Просьбу о молитве выполняю. Но ты и сама должна потрудиться в молитвенном обращении к Господу, ибо молитва от болезнующей души ― это вопль, прорезающий небеса. Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой. Ко Господу надо принести нашу немощь, а у Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся, после соборования и врачи умудрятся на помощь тебе.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Примечания

1. Гермоген Иванович Шиманский (1915-1970гг.) –  автор большого количества трудов, посвящённых православным богослужениям, ученик известного литургиста, профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича. Среди произведений Г.И. Шиманского можно выделить книгу «Литургика. Таинства и обряды», которая послужила добрым подспорьем в создании этой работы.

2. Митрополит Иларион Алфеев «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие».

3. Там же.

4. Прот. Михаил Архангельский «О ТАЙНЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ. Исследование об историческом развитии чинопоследования Елеосвящения». М., “Синтагма”, 2001.

5. Г.И. Шиманский «Литургика. Таинства и обряды».

6. «Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви».

7. «Над младенцами, не достигшими семилетнего возраста, Таинство Елеосвящения не совершается на основании слов апостола Иакова: «да призовет пресвитеры… и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему» (Иак.5, 14-15), предполагающих в болящем силу веры, присутствие духа и сознание своих грехов». С.В. Булгаков. «Настольная книга священно-церковно-служителя». Том II. Издательский отдел Московского патриархата. М., 1993. С.1278, прим. 1.

8. Прп. Амвросий Оптинский. «Собрание писем в 3-х частях». Сергиев Посад, 1908г. Ч.1.С.80

9. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение, при отсутствии ее можно заменить другими злаками: рожью, просом, рисом и т. д.). «Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви». Зерна не являются веществом таинства, их используют для водружения свечей.

10. «Вино, прибавляемое к елею, еще служит знамением крови Христовой, излиянной на кресте для спасения людей…Ранее установления прибавки вина, к елею прибавлялась вода (см. Последов. св. елеа), в знак чистоты елеопомазуемого, полученной им в водах св. крещения; по теперешним чинам, прилитие воды совершенно отменено. Прибавлять вино к елею, когда есть на то возможность, следует; так как это установление Церкви Константинопольской, имеющее свое основание в …притче (каковая притча и читается в Евангелии, положенном в чине елеосвящения (о милосердном самарянине — прим. авт.)) и напоминающее крестную смерть Спасителя, которою приобретена и усвояется благодать таинства». С.В. Булгаков. «Настольная книга священно-церковно-служителя». Том II. Издательский отдел Московского патриархата. М., 1993. С.1279, прим. 1.

11. Кандило — сосуд в виде лампады, в который вливается елей.

12. Стручец – тонкая небольшая палочка, обернутая хлопчатой бумагой или ватой, Сейчас употребляются для целей елеопомазывания специальные кисточки.

13. «Настольная книга священнослужителя. Таинства и обряды Православной Церкви».

14. Там же.

15. Прот. Михаил Архангельский «О ТАЙНЕ СВЯТОГО ЕЛЕЯ. Исследование об историческом развитии чинопоследования Елеосвящения». М., “Синтагма”, 2001

Составил    Д.А. Гатин



назад к списку новостей